Импортонезависимость и цифровая трансформация: развиваем бизнес в непростых условиях

14.09.2022

Предпосылки к импортозамещению программного обеспечения возникли еще в 2014 году. При этом доступ российских компаний к решениям ведущих мировых вендоров не был ограничен, предоставлял свободу выбора, стимулировал рост конкуренции в IT-сфере и высокие темпы развития технологий. В такой ситуации выбор только отечественных решений для большинства компаний означал бы ограничение собственных возможностей.

«Сейчас в силу сложившейся внешнеполитической ситуации импортозамещение в IT стало острой необходимостью, а его объемы должны быть шире, чем казалось раньше. Участники рынка вынуждены признать, что в этой сфере сделано намного меньше, чем следовало бы. Поэтому основной задачей стало оперативно решить проблему импортозамещения, а во время переходного периода продержаться на уже установленном ПО без каких-либо изменений и обновлений», — говорит Александр Глазков, управляющий директор компании «Диасофт».

Использование Open Source также содержит в себе риски. За открытый код должен кто-то отвечать: исправлять ошибки, развивать, кастомизировать под потребности бизнеса. В настоящее время это могут осуществить только вендоры или крупнейшие компании, далеко продвинувшиеся по пути цифровизации.

При замене IT-решений на отечественные нужно учитывать и другой основной тренд — необходимость постоянных, непрерывных изменений, которые составляют основу цифровой трансформации. Потребности рынка быстро расширяются, требуется оперативно выводить на рынок новые цифровые продукты и сервисы или модернизировать существующие. Компании должны создавать условия для поддержания высоких темпов производства необходимого программного обеспечения.

Например, в одном из крупнейших инновационных российских банков (топ-3), на цифровой платформе от «Диасофт» работают 6 000 сотрудников. Если несколько лет назад обновления выпускались не чаще одного раза в год, то сейчас доставляется 22 новых релиза в год. Максимальный срок реализации новых требований составляет не более трех месяцев.

«Мы понимаем, что цифровая трансформация направлена на поддержку непрерывных изменений, приносит огромную пользу бизнесу и является одним из главных условий для его успешного развития. При этом в текущих условиях импортозамещение минимизирует риски и становится неизбежной необходимостью. Наш подход состоит в том, чтобы совместить решение задач цифровой трансформации и импортозамещения в один процесс, решать эти задачи параллельно», — подчеркивает Александр Глазков.

Совмещение решения задач цифровой трансформации и импортозамещения

В монолитных legacy решениях, где люди работают непосредственно в учетных системах, внесение любых изменений становится сложным и трудоемким. По мнению аналитиков Gartner, построение двухскоростной архитектуры, при которой действия сотрудников выводятся из учетных систем на цифровую платформу, обеспечивает значительное увеличение скорости проводимых изменений. Основная задача цифровой платформы — обеспечить перенос регламентных последовательных шагов в цифровые бизнес-процессы. Процессы легче развивать: можно полностью автоматизировать, роботизировать, использовать возможности новых технологий (BigData, AI/ML), настраивать в режиме low/no-code.

При переводе действий сотрудников из учетных систем на цифровую платформу компании получают высокую степень свободы для дальнейшего развития этих систем. Создание нового функционала больше не привязано к уже установленным решениям: его можно разрабатывать в любых новых IT-системах. При этом люди, работая на цифровой платформе, продолжают совершать необходимые операции в едином окне: возможности цифровой платформы позволяют автоматически обращаться к необходимому функционалу в учетной системе. С точки зрения импортозамещения это означает, что можно поэтапно, последовательными шагами заменять отдельный функционал отечественными решениями.

При выборе поставщика программных продуктов в процессе цифровой трансформации нужно оценивать не только качество и функциональность решений, но и возможность вендора обеспечить непрерывное производство и быструю доставку обновлений.

Для увеличения скорости проведения изменений важно выстроить процессы автоматизированного непрерывного производства. При внедрении DevOps (автоматизации ручного труда) разработчики сосредоточены только на создании или изменении кода, а все остальные операции — от тестирования до доставки и развертывания изменений — происходят автоматически. Этот подход позволяет сократить сроки изменений и увеличить объем внедрения инноваций.

Одна из главных задач «Диасофт» — создание собственных, импортонезависимых решений. Под брендом Digital Q компания предлагает 12 платформ развития и 34 платформы экосистемы цифровой трансформации.

Платформы развития Диасофт.pngПлатформы развития обеспечивают непрерывное развитие бизнеса. Каждая из них объединяет в себе программные продукты для автоматизации конкретной предметной области. Например, платформа Digital Q. FinancialMarkets помогает финансовым организациям выполнять функции дилера, брокера, доверительного управления, депозитария.

В состав платформ развития входит 117 программных продуктов, над развитием которых постоянно работают более 100 производственных команд.

В экосистему цифровой трансформации входит четыре типа платформ: производственные, технологические, инфраструктурные и кросс-продуктовые. 10 производственных платформ предназначены для автоматизации процессов разработки и организации эффективной работы команд, 12 технологических платформ позволяют генерировать код, быстро создавать программные приложения, 6 инфраструктурных платформ содержат открытый код, который развивает компания, а 6 кросс-продуктовых платформ предлагают готовые функциональные блоки для платформ развития. В состав платформ экосистемы цифровой трансформации входит более 110 компонентов.

Экосистема цифровой трансформации предназначена для создания эффективной производственной среды, разработки архитектурно правильных решений и полной автоматизации производства программных продуктов.

Компания «Диасофт» практически отказалась от legacy технологий: все новые продукты создаются в микросервисной архитектуре. Также на нее переводятся классические, давно существующие решения «Диасофт». Новые и существующие решения компании помогут финансовым организациях и предприятиям из других отраслей экономики стать импортонезависимыми. В «Диасофт» вопросами импортонезависимости занимаются уже более 10 лет, поэтому компания предлагает зрелые и надежные продукты.

Платформы экосистемы цифровой трансформации

В качестве альтернативы СУБД на Oracle и Microsoft SQL «Диасофт» предлагает Digital Q.DataBase — современную гибридную СУБД на открытом программном обеспечении PostgreSQL, Tarantool, ClickHouse. Компания взяла открытый код под ответственное владение, доработала и оптимизировала его для эффективной и корректной работы в составе всех своих программных продуктов. 

Доработки открытого ПО при создании Digital Q.DataBase.png

«Диасофт» предлагает три платформы, необходимые для развертывания приложений в микросервисной архитектуре — Digital Q.Kubernetes, Digital Q.Kafka, Digital Q.ELK. К примеру, продукты RedHat OpenShift, Kubernetes Open Source для управления контейнерами можно заменить на платформу Digital Q.Kubernetes. С ее помощью можно автоматизировать развертывание приложений в контейнерах, масштабировать их под требуемый уровень нагрузки. Платформа предоставляет единый интерфейс управления установленными в контейнерах приложениями и обеспечивает их доступность. На базе платформы уже реализовано более 20 проектов в крупнейших российских банках.

Для управления JavaEE-совместимыми серверами приложений создана платформа Digital Q.TomEE. Это полноценная альтернатива Oracle WebLogic Server и IBM WebSphere Application Server. Платформа сертифицирована во ФСТЭК, а результаты ее нагрузочных испытаний сравнимы с аналогами и даже превосходят некоторых из них. В платформу интегрирована виртуальная Java-машина Open JDK 8.

Функциональное назначение Digital Q.TomEE.png

Технологические платформы «Диасофт» содержат low- и no-code инструменты, которые позволяют повысить скорость производства программных продуктов и снять с разработчиков рутинные задачи по созданию типового кода.

В качестве альтернативы Oracle Data Integrator, SAP Data Service, MS SQL Server Integration Services (SSIS) компания предлагает технологическую платформу Digital Q.DataFlows для эффективной работы с данными. Платформа содержит компоненты, обеспечивающие полный цикл обработки данных и эффективную работу с ними: DataStreamer, DataCatalog, DataQuality. DataStreamer соберет и обработает информацию, интегрирует различные информационные системы. DataCatalog обеспечит учет и хранение информации о данных. DataQuality проверит качество данных и обработает результаты контроля качества.

Перевести бизнес-процессы в цифровой формат поможет платформа Digital Q.BPM на базе открытого решения Camunda. Платформа заменит IBM BPM (Blue Works), Oracle BPM Suite, Terrasoft Creatio, Pega BPM, SAP NetWeaver BPM, K2, Bizagi. Digital Q.BPM реализована в микросервисной архитектуре с подтвержденной высокой производительностью, автомасштабированием и отказоустойчивостью. В ее состав входят все необходимые инструменты проектирования, отладки, управления и мониторинга бизнес-процессов, автоматизации работы пользователей. Digital Q.BPM стала основой цифровизации процессов регулярных банковских операций в российском банке топ-3.

Платформа Digital Q.Sensor обеспечит бизнес-мониторинг, аналитику и визуализацию данных и станет полноценной заменой Power BI и Tableau. Платформа содержит наглядный low-code инструментарий с выбором более 250 различных графиков для создания дашбордов. Digital Q.Sensor применяется для создания ситуационных и аналитических центров для обработки данных в онлайн режиме, принятия операционных или стратегических решений на их основе.

 «В нашей компании с использованием Digital Q.Sensor создано более 100 дашбордов по всем основным направлениям: в сфере продаж, производства, управления финансами и персоналом, маркетинга и другим. Благодаря этому бизнес-процессы стали прозрачными и управляемыми. Данные, которые раньше могли быть «цифровым мусором», стали важнейшим активом для принятия решений», — рассказывает Александр Глазков.

Кросс-продуктовая платформа Digital Q.ProductFactory содержит универсальный инструментарий для создания каталогов продуктов и тарифов. С ее помощью можно настроить продукт, задать его тарифную сетку, определить и пройти все звенья бизнес-процесса – от планирования до вывода продукта на рынок. На сегодняшний день как альтернативу решениям Terrasoft, Dynamics CRM, Oracle Siebel CRM в части продуктового каталога платформу используют семь розничных банков. Недавно реализован проект в банке топ-22 по управлению продуктовыми пакетами для розничного и корпоративного бизнеса. В списке функциональных компонентов платформы дизайнер продуктов, процессинг тарифов, биллинг, управление пакетами, учет услуг.

Платформы развития

В списке импортонезависимых платформ «Диасофт» — платформа развития Digital Q.Omnichannel. В ее состав входит продукт «Система принятия решений», который способен заменить продукты SAS, FICO, Experian. Продукт уже используется в ряде банков в составе кредитного конвейера. Система получает и анализирует данные о заемщиках и других участниках сделки, рассчитывает параметры платежеспособности и принимает решения о выдаче кредита, а в случае, когда это невозможно сделать автоматически, перенаправляет заявку оператору.

Также в состав платформы Digital Q.Omnichannel входят решения «Кредитный конвейер» и «Операционный фронт-офис» для универсальных и кэптивных банков. Они способны заменить продукты Terrasoft, Dynamics CRM, Oracle Siebel CRM в части автоматизации процессов продажи продуктов и обслуживания клиентов. Наличие Open API позволяет подключать к решениям различные каналы продаж: интернет-банк, мобильный банк, личный кабинет, партнерские сети, маркетплейсы и другие.

Платформа развития Digital Q.Risk&Compliance обеспечивает соответствие требованиям законодательства по ПОД/ФТ и оценку комплаенс-рисков. В нее встроены готовые алгоритмы, с помощью которых настраиваются политики проверки клиентов и операций, связанные с требованиями регулятора. Платформа работает в режиме онлайн и пост-контроля. Имеются единый интерфейс для проверки и принятия решений и аналитические возможности. Digital Q.Risk&Compliance станет заменой соответствующего функционала решений SAS, FinScan, SAP, Oracle, LexisNexis, Refinitiv World — Check, Risk&Compliance от Dow Jones и т.д.

Продукт «Управление рыночными данными», входящий в состав платформы Digital Q.FinancialMarkets, позволит быстро подключить инструменты получения рыночной информации от ведущих российских провайдеров. Валидация данных осуществляется с помощью искусственного интеллекта. «Управление рыночными данными» заменит источники информации от Bloomberg и Reuters на российские аналоги от НРД, Интерфакса, Cbonds.

 Еще один продукт, «Налоговый агент по операциям брокерского обслуживания» платформы Digital Q.FinancialMarkets, предназначен для автоматизации функции налогового учета операций клиентов финансовых организаций в соответствии с принятой учетной политикой.

На что заменить бэк-офис

На фоне ухода западных вендоров в кредитных организациях и страховых компаниях стоит вопрос о переводе бэк-офисных систем на российские решения. В портфеле «Диасофт» есть платформы развития Digital Q.Consumer, Digital Q.Corporate, Digital Q.Payments, Digital Q.Accounting. Для банков это альтернатива Temenos 24, Mysis Equation, TCS Banks. Страховые компании могут заменить учетные системы Guideware, SAS, Adacta, бухгалтерские системы IBM Axapta и SAP на платформу развития Digital Q.Insurance.

Также «Диасофт» предлагает альтернативу SAP ERP. «Еще в 2014 году мы понимали, что необходимо разработать альтернативу SAP — многофункциональной, но очень консервативной ERP-системе. Мы поставили себе задачу создать полноценный аналог SAP ERP и в течение семи лет развивали собственную платформу. Переход на импортонезависимую платформу для управления ресурсами предприятия (ERP) от компании «Диасофт» позволяет полностью сохранить функционал установленных западных решений и не переобучать пользователей благодаря сохранению привычных интерфейсов», — отмечает Александр Глазков. Пилотный проект уже стартовал в одной из крупнейших государственных структур Российской Федерации.

 Кроме платформ развития и платформ экосистемы цифровой трансформации компания «Диасофт» предлагает услуги команд разработки. Тем самым российский вендор готов заменить одного из крупнейших поставщиков ресурсов на российском рынке — компанию EPAM. «Диасофт» берет на себя всю ответственность за результат работы команд. «Мы сделали свои команды эффективными, и теперь готовы собрать их для заказчиков и обеспечить измеримые результаты работы», — говорит Александр Глазков.

 Подводя итог всему вышесказанному, Александр Глазков подчеркивает, что компания «Диасофт» готова поддержать финансовые организации и предприятия из других сфер экономики в их непрерывном развитии в процессе цифровой трансформации, параллельно комплексно решая задачи импортонезависимости.

Источник

Возврат к списку