Российские платформы дистанционного обучения

27.11.2025

Текущее значение дистанционного обучения для профессиональной среды и бизнеса в России

Дистанционное обучение в профессиональной среде и бизнесе в России в 2025 году имеет ключевое значение как инструмент развития навыков и адаптации персонала к быстро меняющимся условиям рынка. За последние пять лет количество обучающихся в онлайн-формате выросло в 2,6 раза — с 3,1 млн в 2019 году до 8,1 млн человек в 2024-2025 годах, согласно данным Минобрнауки. Этот рост приводит к гибким формам повышения квалификации и дистанционным корпоративным программам обучения. ​

Онлайн образование в России стабильно растет ежегодно на 20-30%, что обусловливает потребность компаний расширении компетенций сотрудников, цифровых трансформациях и внедрении новых технологий, включая искусственный интеллект и анализ данных. По прогнозам, объем сегмента обучения работе с ИИ, например, достигнет 5,6 млрд рублей в 2025 году, что на 25% больше по сравнению с прошлым годом. Слушатели все больше предпочитают практические методы с немедленным применением навыков в работе. ​

Важным прогрессом в освоении дистанционного обучения становится интеграция платформ с корпоративными системами управления персоналом и бизнес-аналитикой, а также поддержка мобильных устройств и оффлайн-режимов. Российская платформа гарантирует безопасность и соблюдение национальных стандартов защиты данных остаются ключевыми требованиями, особенно для госкомпаний и крупного бизнеса.

Платформа для дистанционного обучения — это важный, динамично развивающийся инструмент, который продолжает играть центральную роль в развитии человеческого капитала и цифровой трансформации компаний. ​

Основные тенденции и вызовы развития LMS и платформ

Основные тенденции и вызовы развития дистанционного образования в России в 2025 году обусловлены рядом факторов, влияющих на качество, доступность и эффективность программ обучения.

Основные тенденции:

  1. Активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ)

    Активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в дистанционное обучение в России к 2025 году стало лидирующим и динамично развивающимся трендом, который меняет образовательный ландшафт и улучшает возможности как для обучающихся, так и для организаций. Платформа с ИИ может выявлять пробелы в знаниях и предлагать дополнительные модули, повышающие качество и эффективность обучением. ИИ может помочь в подборе персонализированного обучения и рекомендациях учащимся обучающих материалов, генерации контента для курсов, тестов, практических заданий индивидуальных карьерных и образовательных траекторий с учётом навыков, компетенций и потенциала сотрудника.
  2. Мини-форматы и микрообучение

    Мини-форматы активно используются в дистанционном обучении в России, обеспечивая оперативное и эффективное получение знаний при минимальных затратах времени и ресурсов.
  3. Гибридные модели обучения

    Совмещение онлайн- и офлайн-форматов становится стандартом. Такой подход повышает гибкость, доступность и позволяет адаптировать обучение к различным условиям и задачам организации.​
  4. Развитие геймификации

    Платформа с применением геймификации делает обучение не просто получением знаний, а увлекательным событием, в котором существует дух соревнования, достижения и признания.
  5. Персонализация и аналитика

    Аналитика дает возможность получить более глубокое понимание эффективности программ и адаптировать контент и методы обучения. Платформа дает возможность сотруднику организации персонализацию дистанционного обучения: гибкое расписание, самостоятельного удобный выбор темпа и времени прохождения курса, обратную связь в кратчайшие сроки.

Классификация российских платформ дистанционного образования

Платформа дистанционного образования включает в себя различные системы, предназначенные для различных целей и масштабов организаций.

Основные типы платформ по назначению и функциональности

Корпоративная LMS платформа – системы предназначены для автоматизации обучения сотрудников предприятий и компаний. Их ключевые функции — создание и управление корпоративными курсами, аналитика, проведение вебинаров, интеграция с HR-системами, поддержка геймификации. Популярные платформы, как Digital Q.LMS, Mirapolis LMS, SOHO.LMS и Эквио, которые позволяют настраивать траектории обучения и расширяют возможности для аналитики.

Платформы для вузов и академических институтов

Это платформы для школ, колледжей и вузов, включающие онлайн курсы, поддержку электронных журналов, сдачу экзаменов, интеграцию с государственной властью (например, ГИС «Электронное образование»). Такая платформа активно расширяет возможности адаптивной и персонализированной системы обучения, внедряет элементы VR/AR и предоставляет возможность массового дистанционного обучения на уровне государственно-образовательных стандартов. Примеры — платформа Дом Знаний, РШДО, дистанционные школы и проект по подготовке к ЕГЭ.

Ключевые возможности платформ для образовательных учреждений

  • Интеграция с общегосударственной цепочкой и стандартами (например, ГИС «Электронное образование», ФИС ФРДО)

  • Поддержка электронных журналов и отчетности

  • Персонализация учебных траекторий и адаптивное обучение

  • Внедрение геймификации и микролендинга для настройки адаптивности

  • Местный и офлайн-доступ к учебным материалам

  • Продвинутая аналитика и поддержка педагогов в мониторинге стабильности и мотивации студентов.​

Российские платформы дистанционного образования для высших учебных заведений обеспечивают современные, адаптированные и комплексные решения, позволяющие поддерживать другие форматы обучения — от лекций и семинаров до интерактивных курсов с применением ИИ и виртуальной реальности. Какая платформа подойдет для той или иной организации зависит от задач управления, бюджета и требований по обеспечению безопасности.

Бесплатные и открытые системы

На рынке также доступны бесплатные платформы, такие как Moodle (локализованная российская версия), и решения с открытым исходным кодом, позволяющие самостоятельно организовывать настройку систем и управлять учебными изменениями.

Технологические особенности и отличия

  • Интеграция с постоянным учетом и HR — повышение автоматизации и персонализации.

  • Поддержка мобильных устройств и офлайн-доступа — важна для обеспечения обучения в регионах с ограниченным интернетом.

  • Использование ИИ и аналитики — для персонализации, прогнозирования результатов и повышения результативности.

  • Геймификация и микрообучение — для настройки адаптивности и мотивации.

  • Поддержка стандартов и нормативов — соответствие требованиям ФЗ-152, ГИС «Электронное образование» и другим регуляторным актам.

Классификация по типам и функциям помогает лучше понять рынок и выбрать подходящую платформу под конкретные задачи и бюджет.

Различие систем для дистанционного обучения по функциональным возможностям.

Простые платформы (базовые LMS) дают возможность: создавать курсы из текста и видео, прохождение тестирования и оценки с применением простейших тестов и контрольных заданий, выдача базовых сертификатов, коммуникации через форумы и комментарии, аналитика и отчеты ограничены статистикой посещаемости и успешности, интеграции это минимальные данные по экспорту/импорту, отсутствие поддержки мобильных устройств или веб-адаптация, соответствуют базовым мерам безопасности, ограниченная поддержка геймификации и микрообучения, в основном поставляется как облачные решения. 

Продвинутые платформы (корпоративные/универсальные): имеют мощные конструкторы курсов, поддержка SCORM, Tin Can, расширенные механики тестирования, автоматическая проверка заданий, настройка шаблонов сертификатов, возможность работы с реестрами, расширенные коммуникации по средствам чатов, групповая работа, вебинары, интеграция с видеоконференциями,   расширенная аналитика, включающая сводные отчеты, BI-аналитика с визуализацией, интеграции с HRM, CRM, ERP, BI-системами. Такие платформы имеют собственные мобильные приложения, а также офлайн-режим. В большинстве своем они соответствуют ФЗ-152, включены в Российский реестр ПО, присутствует шифрование данных. В продвинутых платформах широкие возможности по адаптации и микрокурсам. Такие платформы имеют многообразные формы поставок: облачные, коробочные решения, гибридное оборудование.

Комплексные системы (образовательный процесс для крупных компаний, госструктур): гибкие конструкторы этих систем адаптированы с учебным контентом и мультиформатами. Платформы используют комплексные системы оценки знаний в области аналитики и интеграции с HR. Чаще всего они включают автоматизированную сертификацию, электронный документооборот. Расширенные мультиканальные коммуникации включают корпоративные соцсети и мессенджеры. Расширенная аналитика и дашборды применяют AI-прогнозирование. Интеграции имеют двухфакторную аутентификацию, API. Платформы имеют мобильные комплексные решения с полным функционалом. Данное программное обеспечение имеет высокий уровень безопасности, сертификацию ГОСТ, локальное хранение данных. В данных платформах реализовано управление процессом обучения с элементами геймификации и микрообучения. Поставляется такое ПО чаще в коробочной версии с возможностью кастомизации.

Выбор системы зависит от потребностей организации: для базового обучения используются простые LMS с функциями, для сложных задач рационального и профессионального обучения нужны платформы с расширенной аналитикой, интеграцией и геймификацией. Крупным компаниям и госструктурам подходят комплексные решения с упором на безопасность и масштабируемость.

Платформа для дистанционного обучения(примеры)

Digital Q.LMS, Skillaz, Skill Cup — продвинутые LMS с широким функционалом для бизнеса и учета профессионального развития. 

Каталог курсов платформы Digital Q.LMS

Digital Q.LMS. Тайм-менеджмент на платформах дистанционного обучения

iSpring Learn, GetCourse — популярные облачные решения с простым созданием курсов и инструментов для обучения.

Интерфейс платформы «Геткурс»

Moodle (адаптированный) — платформа с открытым исходным кодом с глубокой кастомизацией и установкой в ​​локальной инфраструктуре.

Система для дистанционного обучения

Motivity, SOHO.LMS — комплексные системы с расширенной аналитикой и интеграцией для крупных предприятий и госсектора.

Текущие тенденции и перспективы развития

Текущие изменения дистанционного образования в России отражают развитие технологий, изменение требований к качеству и новые образовательные практики, новый образовательный контент. Вот основные направления:

Персонализация и завершение траектории обучения. Дистанционное образование становится все более ориентированным на учащихся обучающихся: гибкие графики, адаптация контента, поддержка наставничества. Аналитика помогает выявить слабые места и скорректировать экономические планы, повысить эффективность и мотивацию.

Активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ). ИИ используется для персонализации обучения, адаптивного выбора программ и автоматизации обратной связи. Нейросети анализируют, какие темы вызывают сложность, сколько времени студент тратит на выполнение заданий, какие формы лучше усваиваются. ИИ способен генерировать контент для курсов, тесты и практические задания по имеющимся материалам. Нейросети подбирают персонализированное обучение и рекомендовать учащимся обучающих материалов.

Геймификация и вовлекающие технологии. Использование механики игровых методик, элементов соревнования и наград за повышение увлеченности обучающихся. VR/AR и иммерсивная среда расширяют возможности интерактивного обучения, делая процесс более привлекательным.

Дистанционное образование в России характеризуется высоким уровнем технологического развития, своеобразным контролем качества, растущей персонализацией и интерактивностью, а также развитием новых форм, отвечающих меняющимся требованиям рынка и общества.

При выборе платформы LMS важно исходить из целей и задач, а также из технических, финансовых и технических аспектов. Вот короткое руководство по основным критериям и этапам выбора LMS. 

Как выбрать систему дистанционного обучения

Для правильного выбора системы дистанционного обучения сотрудников пригодится не просто формальный чек-лист, а настоящий «тест-драйв будущего», где каждый пункт отображает соответствующие ожидания.

Важные факторы при принятии решения: процессное покрытие и функциональная полнота, инструменты быстрой доработки (гибкость), поддержка разных форм обучения (электронные курсы, вебинары, совместные задания, адаптивные траектории, интеграция с постоянными платформами), возможность организации групповых обсуждений, форумов, чатов, обмена данными и обратной связи, индивидуальное планирование обучения, Отчетность и аналитика, техническая масштабируемость и мобильность, поддержка и сопровождение, стоимость и модель владения.

Читайте также:

Что такое LMS система и как с ее помощью управлять обучением

Мы, может быть, самая цифровая компания в России

#Дистанционное обучение, #Корпоративное обучение, #Электронное образование, #HR-tech, #Цифровая трансформация, #Развитие персонала, #Digital Q.LMS

Возврат к списку