Обучение в организации играет ключевую роль для успешного развития и конкурентоспособности на рынке. Систематическое обучение персонала является инвестицией в человеческий капитал, которая напрямую влияет на результаты и стабильность компании в долгосрочной перспективе. Основные причины важности обучения:
- Повышение квалификации и компетенций сотрудников — регулярное обучение помогает поддерживать актуальные знания и навыки, необходимые для эффективного выполнения профессиональных задач.
- Адаптация к изменениям и инновациям — обучение сотрудников ускоряет внедрение новых технологий, процессов и методов работы, что особенно важно в быстро меняющихся условиях рынка.
- Рост мотивации и вовлеченности — предоставляя сотрудникам возможности для развития, организация демонстрирует заинтересованность в их карьере, что способствует удержанию талантов и снижению текучести кадров.
- Повышение производительности и качества работы — обученные специалисты работают эффективнее, делают меньше ошибок и генерируют больше идей для улучшения бизнеса.
- Формирование корпоративной культуры и единства команды — обучение способствует усвоению корпоративных ценностей и стандартов, улучшает коммуникацию и сотрудничество внутри коллектива.
Большинство компаний применяют специализированные системы управления обучением - LMS (Learning Management System). Данная платформа позволяют организациям создавать, распространять и контролировать образовательные курсы и программы. Платформа обеспечивает удобный и централизованный доступ к учебным материалам, автоматизирует процессы планирования и проведения обучения, анализирует прогресс и успеваемость обучающихся, а также поддерживает взаимодействие между учащимися и преподавателями.
История развития LMS в России берет начало в конце 20-го века, когда первые системы начали применяться для поддержки дистанционного обучения. С развитием интернета и цифровых технологий российские LMS система значительно эволюционировала, став важным элементом как образовательных процессов, так и корпоративного обучения. Система управления обучением прошла путь от локальной экспериментальной системы до современной облачной платформы, став незаменимым инструментом в корпоративном обучении и образовании в целом
В последние годы спрос он-лайн обучение резко возрос, особенно в связи с пандемией COVID-19, которая стимулировала переход к удаленному обучению.
Российский рынок платформ дистанционного обучения включает более 30 разработчиков, среди которых есть как крупные компании, так и предприятия, создающие собственные решения. Ведущие игроки рынка активно развиваются, замещая ушедших зарубежных вендоров и предлагая продукты с возможностями интеграции HR-процессов, включая оценку компетенций и построение карьерных треков. Большая часть внедрений LMS приходится на крупные и средние компании, при этом рост интереса продолжается и в малом бизнесе и регионах.
Можно классифицировать следующие виды lms систем управления обучением по нескольким основным критериям это платформы: по назначению, по модели развертывания и по модели лицензирования
1. Платформа по назначению (Целевая аудитория)
- Корпоративные: Платформа предназначена для бизнеса, где организовано обучение сотрудников, партнеров и клиентов компаний. Фокус этих систем на адаптацию новичков (онбординг), повышение квалификации, аттестация, соблюдение нормативных требований, оценка бизнес-результатов. Примеры: Digital Q.LMS, iSpring Learn, WebTutor.
- Академические/Образовательные: Платформа используется в школах, университетах и других образовательных учреждениях. Фокус у этих систем на управление учебным планом, выставление оценок, взаимодействие между преподавателями и студентами, проведение занятий. Примеры: Digital Q,LMS, Moodle, и другие.
- Коммерческие (для продажи курсов): Платформа, предназначенная для авторов курсов, которые хотят продавать свой контент широкой аудитории. Тут фокус на маркетинге, приеме платежей и создание онлайн-школ.
2. Платформа по модели развертывания (Размещение)
- Облачные (SaaS - Software as a Service): Такая платформа самый распространенный тип. Система размещается на серверах провайдера, а клиент получает доступ через веб-браузер по подписке. Плюсы таких cистем в их быстром запуске, минимальных требованиях к инфраструктуре клиента, автоматические обновления, масштабируемость. Минусы в ограниченнии возможности кастомизации, зависимость от провайдера.
- Локальные (Коробочные/Self-hosted): Платформа устанавливается на собственные серверы компании-клиента. Такие системы дают широкие возможности для индивидуальной доработки и интеграции, возможность контроля над данными и безопасностью. Но они требуют наличия собственной IT-инфраструктуры и специалистов для поддержки, и высокие первоначальные затраты.
3. Платформа по модели лицензирования
- Проприетарные (Коммерческие): Платформа, защищенная авторским правом. Такое ПО имеют качественную техническую поддержку, регулярные обновления и гарантированный набор функций, но и требуют регулярных лицензионных платежей.
- Open-source (С открытым исходным кодом): Это бесплатная платформа, исходный код которой доступен для всех желающих. У них отсутствует оплата за лицензию и существует возможность глубокой кастомизации под требования организации. Такие платформы могут использовать компании у кого в наличии есть квалифицированные разработчики для внедрения, настройки и поддержки.
Платформа, которая наилучшим образом соответствует конкретным задачам и ресурсам компании или образовательного учреждения подойдет для использования
Система управления обучением Digital Q.LMS от компании Диасофт (Learning Management System) оптимизирует обучение сотрудников и предоставляет единое информационное пространство для размещения базы знаний и учебных курсов. С помощью этого решения можно создать различные курсы и быстро подобрать учебные материалы для профессионального развития каждого из сотрудников, подготовить их к аттестации и сертификации.
Основной функционал любой системы управления обучением можно разделить на несколько ключевых блоков: управление контентом, управление пользователями, процесс обучения, аналитика и отчетность.
1. Управление контентом
Это процесс, который обеспечивает эффективную организацию, доступность и актуальность учебных материалов на протяжении всего их жизненного цикла.
Digital Q.LMS система от компании Диасофт помогает максимально автоматизировать процесс создания и управления контентом. Программный продукт дает возможность разработать, скомпоновать полноценный учебный курс, доступный для прохождения ученикам и группам. В систему встроены простые инструменты для создания базовых элементов: текстовые страницы, опросы, простые тесты, задания. Платформа помогает администраторам, чаще это представители учебных центров организаций, создавать учебные материалы, задания и назначать кураторов для их проверки, настраивать параметры учебных материалов, создавать тесты для проверки знаний по итогам курса, формировать учебные курсы на базе учебных материалов.
2. Управление пользователями в системе
Это ключевая административная задача, которая обеспечивает контроль доступа, назначение ролей и мониторинг активности учащихся.
Основные функции управления пользователями в решении от компании Диасофт это создание и управление учетными записями. Их можно добавлять вручную, но и осуществлять массовый импорт, что значительно экономит время, Q.LMS система интегрируются с корпоративными программными продуктами управления персоналом, позволяя автоматизировать создание и обновление учетных записей сотрудников.
2.1. Управление ролями и правами доступа
Digital Q.LMS система предусматривает различные роли пользователей с соответствующими правами и возможностями:
-
Учащийся (Студент): Имеет доступ только к назначенным курсам и материалам, может проходить обучение и тесты.
-
Кураторы: Создает, редактирует курсы, проверяет задания, общается с учащимися и отслеживает их прогресс в своих курсах.
-
Администратор: Обладает полными правами в системе, может управлять всеми пользователями, курсами, настройками и отчетами.
2.2. Назначения обучения
Система управления обучением Q.LMS предоставляет гибкие инструменты для организации процесса обучения.
Система позволяет создавать группы учащихся на основе различных критериев:
-
по принадлежности к определенным подразделениям (отделам, филиалам);
-
по ролям или должностям;
-
по любым другим заданным параметрам.
Варианты назначения обучения:
-
Групповое назначение: Обучение может быть назначено сразу целой учебной группе, что упрощает масштабирование процесса.
-
Индивидуальное назначение: Курсы также можно назначать конкретным пользователям персонально.
Инициация обучения (кто может назначить):
-
Куратор (представитель учебного центра): имеет право назначать обязательное или рекомендованное обучение напрямую пользователям или группам.
- Обучающийся: может самостоятельно инициировать процесс, отправив заявку на прохождение конкретного курса через систему.
2.3. Отслеживание активности
Администратор может в любой момент получить детальную информацию о каждом учащемся: когда он заходил в систему, какие курсы прошел, какие оценки получил.
3.Управление процессом обучения
Платформа автоматизирует эти процессы благодаря следующим ключевым функциям:
3.1. Планирование и организация
- Календари и расписания: Система позволяет планировать сроки проведения курсов, вебинаров, очных мероприятий, устанавливать дедлайны для выполнения заданий и прохождения тестов.
- Учебные планы и траектории: Администратор может выстраивать последовательность изучения материалов (обязательные и рекомендованные курсы), создавая индивидуальные или стандартные маршруты обучения для разных категорий сотрудников.
3.2. Запуск и проведение обучения
- Назначение и уведомления: Как только обучение запланировано, система автоматически назначает курсы целевым пользователям и отправляет им уведомления (по email или внутри системы) о старте, сроках и доступе к материалам.
- Персонализированный доступ: Каждый пользователь в своем личном кабинете видит только актуальные для него курсы и задания, что исключает информационный шум.
- Интерактивность: Система обеспечивает взаимодействие пользователя с контентом: прохождение тестов, выполнение заданий с обратной связью, участие в форумах, чатах или вебинарах, организованных внутри решения.
4 Аналитика и мониторинг
Аналитика и мониторинг — критически важные функции любой современной платформы для обучения персонала, которые позволяют оценить эффективность обучения, измерить возврат инвестиций (ROI) и своевременно корректировать образовательные программы.
4.1. Мониторинг процесса обучения
Мониторинг обеспечивает администраторов и руководителей оперативной информацией о текущем состоянии дел.
- LMS система отслеживает статусы в режиме реального времени
- "Назначено": обучение запланировано, но пользователь еще не приступал.
- "В процессе": пользователь начал проходить курс. Система фиксирует, на каком модуле или слайде он остановился.
- "Завершено/Пройдено": курс успешно пройден, все условия выполнены.
- "Не пройдено/Просрочено": сроки вышли, а обучение не завершено.
- Детализация прогресса: можно увидеть не только факт прохождения, но и конкретные детали:
- Сколько времени пользователь затратил на изучение материала.
- Количество попыток прохождения теста.
- Баллы и оценки за задания.
- Автоматические уведомления и напоминания: Система мониторинга отправляет автоматические напоминания тем, кто отстает от графика, и уведомляет кураторов о просрочках или успехах сотрудников.
4.2. Аналитика результатов обучения
Платформа глубоко анализирует данные влияния обучения на бизнес-показатели.
- Отчетность (Reporting): Платформа предлагает широкий спектр готовых отчетов:
- Сводные отчеты по группам/отделам: Общая картина успеваемости по подразделениям.
- Индивидуальные отчеты: Детальный профиль обучения каждого сотрудника.
- Отчеты по курсам/контенту: Помогают понять, какие курсы наиболее популярны, а какие — наименее эффективны.
- Анализ вопросов/ошибок: Показывает, на каких вопросах тестов чаще всего ошибаются пользователи, что помогает выявить "проблемные" темы в курсе.
4.3. Принятие решений на основе данных
LMS система предоставляет ценность в виде разнообразия аналитических данных, а это дает возможность принимать обоснованные решения:
- Корректировка контента: Если отчеты показывают, что 80% пользователей не справляются с финальным тестом, значит, контент в этом разделе нужно переработать.
- Выявление талантов и проблемных зон: Руководители видят, кто из сотрудников активно развивается, а кому требуется дополнительная поддержка или индивидуальное внимание.
- Оптимизация бюджета: Анализ помогает понять, какие учебные программы приносят наибольшую пользу, и куда стоит инвестировать ресурсы в будущем.
Таким образом, аналитика и мониторинг превращают процесс обучения из абстрактного мероприятия в измеримый и управляемый бизнес-процесс.
Система управления обучением LMS один из быстроразвивающихся инструментов для обучения. 2027 году прогнозируется дальнейший значительный рост рынка платформ онлайн-обучения в России, что связано с необходимостью автоматизации обучения и развития персонала, а также с внедрением современных технологий, включая искусственный интеллект и аналитические инструменты.
