Интеграция — это неотъемлемая часть любого IT-проекта. Качественное решение интеграционных задач существенно повышает возможности цифровизации. Как успешно импортозаместить интеграционные решения — в интервью Виктора Овчинникова, руководителя продукта «Интеграционная платформа» компании «Диасофт».
Какие интеграционные платформы чаще всего использовались до 2022 года?
Виктор Овчинников: Какие продукты сразу приходят в голову, если говорить об интеграционной платформе? С высокой долей вероятности — это Oracle SOA Suite, IBM Integration Bus, Red Hat JBoss Fuse, WSO2, SAP PI/PO. Казалось бы, отличные продукты с мощной поддержкой. Что с ними может быть не так? Дело в том, что вендоры этих продуктов ушли с российского рынка. В результате:
- нельзя получить официальную поддержку;
- закрыт доступ к получению обновлений;
- прекращена продажа лицензий и дополнительных модулей;
- не работают облачные решения;
- стоимость содержания и обслуживания решений возросла;
- запрещено использование иностранного программного обеспечения в госструктурах.
Как можно решить задачу миграции интеграционного решения на российский аналог?
Виктор Овчинников: Приведу пример. Для перевода интеграционных потоков на импортонезависимый стек к нам обратился один из крупных универсальных банков. В банке установлена проприетарная платформа, на базе которой разрабатывали интеграционное решение более 15 лет, и, как следствие, было реализовано более 700 интеграционных потоков.
Мы в «Диасофт» предложили типовой план внедрения нашей интеграционной платформы Digital Q.Integration, который предполагает:
- проведение аудита бизнес-процессов и систематизацию данных о текущем системном ландшафте;
- анализ использования текущих процессов AS IS;
- демонстрацию способа создания системы на новом стеке;
- оценку трудозатрат и сроков согласованного проекта;
- выполнение проекта.
Выяснилось, что сроки реализации такого проекта — от его начала и до полного завершения — могут варьироваться от трех до пяти лет. При этом план проекта не учитывает накопленный за 15 лет функционал и вложенные инвестиции.
Мы обратили внимание на то, что технологический стек используемого в банке проприетарного решения и нашей платформы Digital Q.Integration похожи. Возникла мысль: что, если сконвертировать существующие интеграционные потоки, вместо того чтобы переписывать их заново? Конечно, придется доработать некоторые компоненты нашей платформы, но это все равно будет на порядок быстрее, чем писать все с нуля.
Реализация адаптированного плана внедрения заняла примерно полгода и включала следующие этапы:
- анализ решения;
- доработки платформы, создание конвертеров;
- конвертацию решения;
- выполнение проекта.
С какими сложностями пришлось столкнуться в ходе проекта? Как они были решены?
Виктор Овчинников: Конечно же, все было не так легко и просто. Первое с чем мы столкнулись — невозможность установки в банке базовой версии компонентов платформы. Решение, которое банк эксплуатировал, частично опиралось на кастомный функционал. Пришлось выполнить ряд индивидуальных доработок под требования клиента.
Это привело ко второй проблеме — необходимости совместить доработки с Digital Q.Integration. Мы разработали отдельный pipeline сборки клиентского решения и кастомной поставки платформы клиенту.
Еще одна сложность заключалась в том, что некоторых необходимых компонентов в нашей платформе не было. Их наличие изначально не предполагалось, но они были критичны для клиента. Мы использовали готовые open source решения, локализовали их и взяли под ответственное владение. Пришлось вложить немало усилий, чтобы довести новые компоненты до состояния готовности к регистрации в реестре российского программного обеспечения: от каких-то блоков отказались, так как не планировали их использовать, какие-то блоки пришлось переписать самостоятельно.
Таким образом, были решены следующие задачи:
- Доработка компонентов платформы Digital Q.Integration под технологические требования клиента.
- Создание индивидуального клиентского расширения с библиотеками, необходимыми для взаимодействия с прикладными решениями клиента.
- Добавление новых компонентов в состав платформы и их регистрация в реестре российского программного обеспечения.
Каких результатов удалось достигнуть?
Виктор Овчинников: Во-первых, путем замены некоторых компонентов транспортного и исполнительного слоев платформы Digital Q.Integration удалось полностью импортозаместить интеграционное решение в банке.
Во-вторых, после внедрения Digital Q.Integration разработка новых интеграционных потоков идет уже на нашей платформе.
В-третьих, конвертированные потоки планомерно переводятся на стандартный pipeline сборки.
Главный вывод, который мы сделали из этого кейса: стандартный подход, когда мы начинаем с нуля и делаем то, что уже было сделано, терпит крах, если речь заходит о сроках и стоимости внедрения. Конечно же, к этому готовы далеко не все заказчики.
Есть ли планы на будущее в части замены иностранных интеграционных решений?
Виктор Овчинников: Опираясь на опыт конвертации готового решения, мы планируем минимизировать затраты и сроки выполнения проектов, используя конвертер для миграции интеграционных решений других иностранных платформ. Первый на очереди — SAP. Наша компания уже более пяти лет успешно конвертирует ABAP код на C++ и Java, и сейчас мы думаем о возможности реиспользования этого опыта.