Что такое цифровая трансформация?

11.09.2021

Интенсивное внедрение цифровых технологий способствовало появлению нового фактора, предопределяющего скорость модернизации предприятий, отраслей бизнеса и экономики в целом — цифровой трансформации.

Цифровая трансформация: определение

Цифровая трансформация – это изменения в способах ведения деятельности тем или иным субъектом, которые произошли вследствие применения цифровыхтехнологий. Субъект может представлять собой:

  • частное предприятие;
  • государственную организацию;
  • систему общественно-экономических отношений в целом.

Субъекты цифровой трансформации могут иметь разные масштабы, но во всех случаях повышается эффективность их деятельности за счет внедрения цифровых решений.

Появление цифровой трансформации — очередной шаг информационного развития экономики, которому предшествовали:

  • оцифровка — перевод аналоговой информации в цифровой вид (распознаваемый вычислительными машинами при задействовании подходящих программно-аппаратных средств);
  • цифровизация — процесс практического внедрения цифровых решений, направленный на повышение результативности деятельности субъекта.

Цифровая трансформация базируется на постоянстве взаимодействия цифровых решений, которые, развиваясь и совершенствуясь, обеспечивают рост показателей деятельности.

Цифровая зрелость: что это?

Глубина цифровой трансформации определяется на основании специфического показателя — уровня цифровой зрелости субъекта, который устанавливается на основе:

  • интенсивности применения базовых информационных технологий субъектом;
  • уровня знаний и навыков в области IT лиц, имеющих отношение к деятельности субъекта (например, штатных сотрудников компании);
  • регулярности и масштабов использования специальных решений (например, программно-аппаратных средств для защиты данных, инструментов для управлениябизнесом);
  • уровня присутствия субъекта в цифровых средах (определяемого исходя из наличия и качества его онлайн-ресурсов — сайтов, страниц в соцсетях, рекламных объявлений).

В отношении отдельных видов субъектов цифровой трансформации могут определяться иные критерии установления уровня зрелости. Так, если субъект — правительство страны, то зрелым он признается при условии регулярного (достигаемого в том числе за счет технологического суверенитета) использования технологических платформ, обеспечивающих автоматизированное функционирование органов и учреждений. Если же субъект цифровой трансформации — коммерческая компания, то специфическими критериями зрелости могут выступать:

  • процент (и чистая величина) расходов на информационные технологии (от общего объема инвестиций в развитие бизнеса);
  • процент (и общее количество) сотрудников компании, регулярно использующих компьютерные технологии;
  • показатели производительности используемых решений (для управлениябизнесом, учета, отчетности и иных, нужных для организации функционирования предприятия).

Рассмотрим, какие преимущества получает субъект бизнеса в результате осуществления цифровой трансформации.

Преимущества цифровой трансформации для бизнеса

Для частного предприятия цифровая трансформация является, прежде всего, фактором:

1. Ускорения бизнес-процессов и повышения их качества.

Автоматизированные процессы, связанные с производством, учетом, отчетностью, принятием управленческих решений в компании, происходят быстро и легко контролируются. Ускоряется решение различных задач по развитию бизнеса.

2. Усиления роли на рынке (в сравнении с конкурирующими компаниями в случае, если они уступают в темпах внедрения технологий цифровой трансформации).

Предприятие, обеспечивающее более оперативное выстраивание бизнес-процессов, будет одним из лидеров рынка. Использований технологий цифровой трансформации позволит быстрее, чем конкуренты, реагировать на изменения в условиях ведения бизнеса (как и выявлять факторы таких изменений). Как следствие — постоянно улучшать базовые процессы.

3. Модернизации инфраструктуры, поскольку вследствие цифровизации улучшается ее управляемость, масштабируемость, стабильность.

Цифровые данные могут передаваться практически в любых объемах и на любые расстояния в неизменном виде. Можно вести постоянный мониторинг цифровизированных бизнес-процессов и оперативно выявлять проблемные участки с предельно точной локализацией.

Условия и целицифровой трансформации

Основные цели цифровой трансформации в бизнесе:

1. Повышение производительности труда в рамках деятельности субъектов трансформации.

2. Повышение качества управления соответствующей деятельностью.

3. Адаптация модели ведения деятельности к изменениям во внешней среде.

4. Увеличение скорости решения возникающих задач.

5. Сведение к минимуму ошибок при текущем управлениикомпанией и принятии решений по развитию бизнеса.

В свою очередь, на уровне более крупного (в сравнении с частной компанией) субъекта трансформациицели могут быть иными. Если таковым выступает правительство страны, то внедрение механизмов цифровой трансформации может быть нацелено:

  • на модернизацию национальной экономики (либо отдельных ее сегментов) для повышения уровня ее конкурентоспособности на мировом рынке;
  • на улучшение параметров исполнения бюджета, сбора налогов;
  • на обеспечение условий для повышения роста доходов, уровня занятости граждан;
  • на обеспечение технологического суверенитета страны.

Практическое достижение целейцифровой трансформации зависит от качества исполнения моделей ее осуществления, а также внедрения отдельных компонентов таких моделей.

Модели и компоненты цифровой трансформации в бизнесе

Можно выделить следующие примеры моделей цифровой трансформации в бизнесе:

1. Спиральную.

Главные ее компоненты (этапы):

  • экспериментальное внедрение новых технологий, платформ, сервисов на различных уровнях («по спирали») системы управления бизнесом (во многих случаях по инициативе персонала компании);
  • масштабирование доказавших состоятельность сценариев соответствующего внедрения;
  • модернизация сценариев с учетом их текущей результативности.

2. Каскадную.

Включает процессы:

  • теоретически обоснованный (в том числе на предшествующем опыте, полученном другими компаниями сегмента) поступательный процесс внедрения цифровых инноваций (как правило, по инициативе лиц, осуществляющих управлениебизнесом) на отдельных, но взаимосвязанных участках производства («каскадах»);
  • воспроизводство сценариев, показавших высокую результативность внедрения, на других участках бизнес-процессов;
  • отказ от устаревающих сценариев и замена новыми по факту выявления их достаточной результативности.

Компоненты трансформации последовательно внедряются на уровне связанных друг с другом бизнес-процессов. Затем — распространяются на иные связанные с ними. Общая результативность модернизации оценивается на уровне совокупности соответствующих процессов.

3. Многоступенчатую на базе KPI.

Эта модель может включать разные компоненты и этапы (например, это может быть обновление программно-аппаратной базы, процесс обучения сотрудников применению новых решений, внесение изменений в маркетинговую стратегию). Завершенность каждого оценивается по факту достижения целевых показателей результативности (например, в виде снижения производственных затрат, увеличения оборачиваемости капитала в компании).

Сложности цифровой трансформации

На практике внедрение механизмов трансформации может сопровождаться рядом проблемных факторов, затрудняющих ее ход:

  • дефицитом компетенций (недобором в компании специалистов нужной квалификации, недостатком времени у имеющихся специалистов из-за перегруженности текущими задачами);
  • ошибками при определении критериев результативности и оценки результатов трансформации на тех или иных участках бизнеса;
  • отсутствием единой политики руководства (инвесторов, акционеров) по вопросам проведения трансформации;
  • недостаточной проработкой деталей масштабирования цифровизации (когда тот или иной сценарий переносится на другие бизнес-процессы без учета их специфики);
  • допущением внедрения технологий с недостаточной результативностью (безопасностью), ложной оценкой их текущих возможностей.

Необходимо, чтобы цифровая трансформация внедрялась при должном уровне предварительной подготовки компании на предмет выявления рисков возникновения указанных факторов.

Тренды и стратегия цифровой трансформации

Избежать ошибок в проведении трансформации поможет применение современных технологий и следование стратегическим приоритетам, определяемым с учетом таких трендов:

1. Общеотраслевые:

  • электронный документооборот (в области учета, отчетности, кадров, гражданско-правовых сделок);
  • автоматизация производственных процессов;
  • внедрение систем искусственного интеллекта, нейросетей.

2. Характеризующие определенную сферу экономики.

Так, например, в сфере транспорта можно выделить внедрение беспилотных систем, автоматизацию логистики, документооборота.

В финансовой сфере можно выделить:

  • цифровизацию бизнес-процессов;
  • внедрение возможностей искусственного интеллекта (голосовые помощники, чат-боты);
  • автоматизацию работы с данными;
  • организацию процессов непрерывного производства и обновления программных продуктов.

Компания «Диасофт» продложила рынку экосистему цифровой трансформации под брендом DigitalQ, которая позволяет внедрять IT-решения быстро и правильно, а также выстраивать эффективную производственную среду и автоматизировать производство собственного ПО. В экосистему входят платформы: производственные, технологические, инфраструктурные и кросс-продуктовые.


Выбранная предприятием стратегия проведения трансформации должна базироваться на актуальных для соответствующей отрасли трендах. Если их проигнорировать — необходимую трансформацию проведут конкуренты и займут свою нишу на рынке.

Как обычно проводят цифровизациюбизнес-процессов?

Цифровая трансформация может быть проведена в рамках разных сценариев. Но можно выделить типичный алгоритм ее проведения, включающий следующие этапы:

1. Оценку состояния текущей системы управления бизнесом с точки зрения фактической потребности в проведении трансформации (как вариант, с учетом требований рынка).

2. Определение целей трансформации, как и возможностей для ее практического осуществления.

3. Подготовку ресурсов (финансовых, кадровых) для проведения трансформации (тех или иных ее этапов).

4. Практическое проведение модернизации на выбранных участках.

5. Оценку результативности трансформации, внесение корректировок в политику ее осуществления при обнаружении проблемных моментов.

При планировании трансформации следует учитывать специфику национального рынка, особенности местного законодательства.

Специфика цифровой трансформации в России

Цифровая трансформация применительно к российским реалиям характеризуется:

1. Активной ролью государственных структур.

Существует масштабная программная и нормативная база, обеспечивающая проведение трансформации в различных сферах экономики России. К числу самых известных документов можно отнести стратегию «Цифровая трансформация», определенную Указом Президента России от 21.07.2020 № 474. Можно отметить, что в соответствии с данным нормативом поставлена задача по достижению установленных критериев цифровой зрелости по значимым отраслям.

2. Необходимостью обеспечения технологического суверенитета в условиях геополитических процессов.

В российской экономике действует большое количество системообразующих предприятий, и каждое из них должно быть конкурентоспособно на глобальном рынке. Прежде всего за счет внедрения современных, защищенных и суверенных технологических решений, обеспечивающих цифровизацию производства.

3. Необходимостью диверсификации экономики и повышения общего уровня производительности труда — как факторов ее дальнейшего роста.

Успешное решение данных задач на текущем этапе технологического развития напрямую зависит от результативности проведения трансформации в ведущих сегментах экономики. В этих целях субъектам трансформации необходимо учитывать ведущие тренды и крайне ответственно подходить к принятию решений по модернизации различных направлений деятельности.

Возврат к списку