Передовые механизмы расчетно-кассового обслуживания: как они меняют бизнес-процессы современного банка

16.11.2020
В 2009 году компания «Диасофт» впервые вывела на рынок решение в сервис-ориентированной архитектуре для автоматизации расчетно-кассового обслуживания (РКО) в финансовых организациях

Digital Q* «Расчеты» (дальнейшее развитие решения FLEXTERA «Расчеты» на новой системной платформе), предназначенное для автоматизации расчетно-кассового обслуживания клиентов финансовых организаций, работает во многих российских банках. Компонентная архитектура решения обеспечила возможность гибко встраивать его в любой ИТ-ландшафт. Однако стремительная цифровизация финансового сектора предъявляет новые требования к предоставлению даже таких классических сервисов, как РКО.

РКО: назрели перемены

«Традиционные подходы и технологии вышли на плато своей эффективности и больше не дают необходимой отдачи», – говорит Сергей Добриднюк.

Действительно, многие системы для автоматизации РКО были спроектированы еще в «нулевые» годы, и на тот момент они аккумулировали в себе лучшие технологические инструменты и бизнес-новации. С тех пор технологии ушли далеко вперед – в банковские ИТ-системы пришли новые поколения прикладных программ, операционных системСУБД, интеграционных платформ. Эксплуатация прежних систем, которым присвоили статус «legacy», становится слишком дорогим удовольствием: они снимаются с поддержки, за пролонгацию их обслуживания приходится существенно доплачивать. Кроме того, с рынка уходят специалисты прежней квалификации, а новые разработчики ориентированы на другой инструментарий, так что профессионалы, способные эксплуатировать и развивать такие системы, становятся в буквальном смысле редким и дорогостоящим приобретением.

В июле 2020 года «Диасофт» представил рынку обновленное решение Digital Q «Расчеты», с принципиально новыми функциональными возможностями – инновационными не только для российских, но и для международных банков. Что меняется в расчетно-кассовом обслуживании?

Payment Hub – это современная архитектура платежного контура банка, которая предполагает наличие единой централизованной автоматизированной системы, осуществляющей процессинг всех платежных документов банка. Такой платежный конвейер – это ответ разработчиков на «горячую» проблему отрасли.

Проблема заключается в том, что в любом крупном банке всегда очень много – десятки или даже сотни – продуктовых информационных систем, и каждая из них, как правило, помимо собственно продуктовой логики, содержит еще и компоненты подготовки первичных учетных документов, генерирует бухгалтерские проводки. Все эти системы создавались в разное время и разными вендорами, поэтому синхронизация их функционала становится практически нерешаемой задачей.

В то же время нормативная база в области платежных операций, реагируя на кризисные и новые рыночные явления, меняется довольно часто. Несоблюдение регуляторных требований грозит существенными штрафами и доначислением резервов, а за нарушение процедур ПОД/ФТ (AML) банк может и вовсе лишиться лицензии.

«Превращение классических финансовых организаций в финтех-компании меняет саму природу бизнеса и схемы его монетизации, – поясняет Сергей Добриднюк. – Так, востребованными становятся решения класса Payment Hub».

«Выход из сложившейся ситуации – перенос всех компонентов, связанных с процессингом платежных документов, в отдельную единую систему Payment Hub», – считает эксперт «Диасофт».

Причем, этот Hub будет самостоятельно проводить все необходимые процедуры обогащения данных, проверки плательщиков и получателей, выполнять внутри- и межбанковскую маршрутизацию и другие операции, которые раньше выполнялись внутри каждой из продуктовых систем. А по завершении всех шагов процессинга платежей Payment Hub в централизованном режиме взаимодействует с компонентами «Главная книга» и «Расчетный центр», финализируя все необходимые регламентные действия в банке.

«Смежные продуктовые системы можно при таком подходе существенно упростить или убрать за ненадобностью», – замечает Сергей Добриднюк.

Усиление персонализации обслуживания клиентов

В «Диасофт» отмечают, что Payment Hub – это не просто классический индустриальный конвейер, который позволяет добиться преимуществ в скорости и себестоимости конвейерной обработки операций. Работа прежних продуктовых систем РКО хоть и не была стандартизирована, но их индивидуальные настройки и процессы не возникли на пустом месте. Наработанный с годами клиентский опыт стал ценным для потребителей услуг банка. При трансформации системы в архитектуру Payment Hub эти лучшие практики нельзя было потерять. Поэтому технически Payment Hub позволяет проводить и типовую, и индивидуальную работу над каждым платежным документом.

«После импорта каждого платежного документа специальные механизмы устанавливают отметку персонального варианта обслуживания. Далее программные роботы и массовые механизмы STP обеспечивают его тонкую обработку по любому требуемому бизнес-процессу», – поясняет Сергей.

Максимальная параллелизация в процессах РКО

В решении Digital Q «Расчеты» параллельно выполняется сразу несколько бизнес-процессов по обработке одного платежного документа. Для сравнения: в классических банковских системах в случае какого-либо предупреждения о сбое принято останавливать работу и информировать об инциденте ответственного сотрудника-контролера. А если документ содержал сразу несколько принципиальных ошибок, что, надо сказать, бывало нередко, то на каждом очередном шаге процесса документ вновь возвращался контролеру, и процесс существенно затягивался.

В решении «Диасофт» такие проблемные точки ликвидированы: система сразу выполняет все шаги проверок и интеграции с другими системами банка, возвращая контролеру полный детальный список всех найденных несоответствий. Своевременное внесение исправлений гарантирует практически 100%-ное исполнение документа без каких-либо дополнительных виз.

«Для реализации таких механизмов вместо традиционного синхронного процесса были использованы асинхронные механизмы, усовершенствованные технологии событийного информирования, механизмы подписок, распределенных транзакций, включая поддержку современных брокеров сообщений, таких как Apache Kafka и RabbitMQ», – говорит Сергей Добриднюк.

Дальнейшее усиление централизации процессов

Цифровая платформа Digital Q, на которой в микросервисной архитектуре развернуто решение «Расчеты», дает клиентам «Диасофт» мощный потенциал для дальнейшей работы: поддержана практически неограниченная масштабируемость, как по вариантам распределенной работы, так и по объемам вычислительных операций, в том числе за счет использования экосистемы Java-приложений.

«Это ценное преимущество для крупных российских банков, которые решают задачи централизации инфраструктуры, – отмечает Сергей и добавляет: Однако кроме физической инфраструктурной централизации со временем стала ощущаться нарастающая потребность в централизации продуктовых настроек, точек интеграционного подключения».

Кроме того, в последнее время особую актуальность приобрела задача централизованной информационной безопасности и централизованного администрирования. Поэтому банки последовательно разрабатывали и выполняли специальные программы – «Централизация 1.0», «Централизация 2.0», «Централизация 3.0» и другие, неуклонно повышая управляемость системы и снижая стоимость выполнения клиентских операций.

В Digital Q «Расчеты» модернизированы базовые механизмы централизованной работы. К примеру, в качестве базовой СУБД используется новейшая Oracle Database 19c.

«Мы стали первыми из поставщиков АБС, кто обеспечил такую поддержку», – подчеркивает Сергей Добриднюк.

Он поясняет, что СУБД Oracle Database 19c предоставляет банкам очень интересные возможности. Так, она позволяет строить гиперконвергентные решения, поддерживает контейнеризацию, повышает информационную безопасность с учетом актуальных рисков и обеспечивает непрерывность работы системы с очень большой нагрузкой.

«На ней без проблем реализуется режим работы 24*7*365, как в собственном ЦОДе банка, так и в облачной экосистеме», – комментирует эксперт «Диасофт».

Развитие серверов приложений

На рынке серверов приложений проявилась мощная тенденция: рынок развернулся в сторону свободного ПО.

«Теперь заслуженно «модными» стали такие серверы приложений, как WildFly (JBoss AS) и GlassFish. Очень быстро развиваются экосистемы контейнеризированных микросервисных приложений и Cloud Native сервисов. Сменились «кумиры» даже в виртуальной машине Java. Все чаще наблюдается отказ от проприетарной Java 8, 9, 10 в пользу альтернативных платформ, таких как OpenJDK», – рассказывает Сергей Добриднюк.

В Digital Q «Расчеты» выполнен рефакторинг ядра, и теперь оно поддерживает популярные сегодня технологии.

«Мы в «Диасофт» гарантируем беспроблемную эксплуатацию нашего продукта на всех указанных системных платформах,» – говорит Сергей.

Потенциал импортозамещения

Важно отметить, что в «Диасофт» уже более пяти лет продолжается реализация стратегии импортозамещения. Программные продукты компании могут быть развернуты на СУБД семейства PostgreSQL 12, которые отвечают техническим требованиям к использованию свободного ПО в госструктурах и коммерческих организациях, эксплуатирующих импортонезависимые решения.

В марте 2020 года компания «Диасофт» провела нагрузочные испытания Digital Q «Расчеты» на внушительных объемах – была смоделирована ситуация обработки более 20 млн платежных документов в день в сложной организационной структуре. Результаты испытаний обнадежили: несмотря на большой объем данных, все регламентные операции были проведены в срок. После устранения критических несоответствий «Диасофт» выпустил обновленную версию решения Digital Q «Расчеты», функционально обогащенную, с перспективными скоростными характеристиками.

«Таким образом, получено целевое решение, полностью развернутое на свободном ПО, без каких-либо проблем с авторскими правами и владением исходным кодом – решение, которое поддерживает высокие нагрузки на уровне, сравнимом с СУБД Oracle», – подчеркивает Сергей Добриднюк.

Новый уровень РКО

Базовая архитектура решения «Диасофт» класса Payment Hub обеспечивает широкие возможности для перехода процедур банковского расчетного обслуживания на новый уровень:

Этот новый уровень обеспечивает качественное и непрерывное обслуживание повсеместно: для всех, везде и всегда.

Действительно, процессинг платежей теперь может выходить за физические границы банка, выстраивая сквозные кросс-индустриальные процессы со всеми партнерами, напрямую интегрируясь с их ERP-системами. Стоит отметить, что банку, использующему решение в такой конфигурации, не страшна конкуренция с другими игроками рынка, которые стремятся перетянуть на себя одеяло.

«Работу с расчетами и рисками по-прежнему лучше банков никто не сделает», – резюмирует Сергей.

Похоже, что с инновационной автоматизацией РКО, которая реализована в решении Digital Q «Расчеты», пазл удачно сложился: прогнозы вендора по развитию продукта совпали с ожиданиями клиентов.

«Сегодня задача построения Payment Hub стала высокоприоритетной для всех крупных банков, особенно из числа топ-20, – говорит Сергей Добриднюк. – Их legacy-системы Core Banking нуждаются в замене, на которую они готовы пойти только в крайнем случае. Но ситуация на рынке подвела банки к этому «краю» – и для нашего решения, и для наших клиентов открылось окно возможностей. Практика показывает, что банки уже готовятся к таким преобразованиям».

Как рассказали TAdviser в компании «Диасофт», решение для расчетно-кассового обслуживания, выпущенное на рынок этим летом, стало победителем в тендере системно значимого российского банка, входящего в международную финансовую группу. В настоящее время в банке завершается первый этап внедрения Digital Q «Расчеты» и построения архитектуры Payment Hub. Конкуренция становится жестче, клиенты – требовательнее, но реально прорывные, надежные, востребованные банковским бизнесом ИТ-решения находят путь к своим клиентам.


* С 2020 года все программные продукты компании «Диасофт (Diasoft)» объединены под брендом Digital Q.

Источник

#Payment Hub, #РКО, #бизнес-процесс, #автоматизация банков, #ПОД/ФТ

Возврат к списку