Рынок ПО для финансового сектора глазами российских вендоров

19.04.2019

Читать статью в pdf-формате

В этом номере мы предлагаем вниманию читателей виртуальный круглый стол, посвященный современному состоянию и структуре рынка программного обеспечения для финансового сектора.

Журнал «ПЛАС» решил взглянуть на ситуацию глазами самих вендоров, узнав их мнения о последних тенденциях в разрезе цифровой трансформации, а также позиции по наиболее важным и острым вопросам, стоящих сегодня перед софтверными компаниями. С этой целью мы пригласили руководство ряда ведущих участников рынка поделиться экспертной оценкой взглядом и выразить свою позицию по ряду моментов. В частности, мы предложили ответить на 7 вопросов, каждый из которых, по мнению наших экспертов из банковского сектора, имеет важное значение для всех участников рынка:

  1. В ходе цифровой трансформации банки вынуждены капитально обновлять свою ИТ-инфраструктуру, отвечающую за розничный бизнес, поскольку прежняя уже не отвечает потребностям вновь запускаемых высокотехнологичных продуктов и ресурсоемких сервисов. Как в связи с этим меняется спрос на софтверные решения, включая бэк-офисные продукты? Что в ИТ-ландшафте современного розничного банка образца начала 2019 года нуждается в обновлении в первую очередь?
  2. Как сказываются на вашем сегменте процессы укрупнения банковского рынка? Можно ли утверждать, что основными драйверами рынка софтверных решений ближайшие пару лет будут выступать крупнейшие банки, включая банки с госкапиталом? В свою очередь, малые и средние кредитные организации продолжают замораживать ИТ-проекты и сокращать свои расходы на содержание ИТ-инфраструктуры, переходить на варианты open source и пытаться решать большинство ИТ-задач собственными силами. Как действовать вендору в такой ситуации?
  3. Как изменилось за последнее десятилетие ведение бизнеса софтверных компаний? Как и под влиянием каких факторов трансформировались методы и стратегии разработки? Какие тренды здесь можно назвать ключевыми, включая двухскоростную и микросервисные архитектуры? Переход от вендорской модели к консалтинговой – чем обусловлена эта тенденция, и в какой мере такую модель можно сегодня рассматривать как перспективную для большинства участников рынка? Концепция открытого кода решения, предоставляемого банку-заказчику – какие преимущества и какие риски стоят за таким подходом? В какой мере он себя уже оправдал?
  4. Роль финтех-стартапов на рынке. Можно ли утверждать, что ими до сих пор не было предложено зрелых готовых решений, в полной мере отвечающих потребностям цифровой трансформации банков? Выход из ситуации?
  5. Какие вопросы в отношении обеспечения безопасности ставит сегодня заказчик перед ИТ-вендором? Как изменилось его отношение к этому вопросу за последние годы? Чем отвечают вендоры на новые запросы? Современная роль риск-ориентированного подхода (когда тяжесть последствий возможного инцидента сопоставляется со стоимостью решения ИБ)?
  6. В какой мере изменились потребности розничной торговли в софтверных решениях? Насколько перспективным для вас представляется этот сегмент? В чем его специфика?
  7. Прогнозы на ближайшее и среднесрочное будущее.

Александр Глазков, председатель совета директоров «Диасофт»

Глазков

Вопрос № 1

Мы в «Диасофт» поддерживаем идею Gartner о необходимости создания архитектурных решений нового поколения – двухскоростных digital-платформ, включающих быстроразвивающийся фронт-офис и стабильно работающий бэк-офис. Главная задача здесь – разделить фронт- и бэк-офис. 80% всей функциональности сосредоточено в бэк-офисных системах, в правильной архитектуре доступ к этим функциям должен осуществляться через бизнес-процессы.

Ключевой аспект построения правильной архитектуры – создание единого бизнес-процессного движка, поддерживающего не только процессы обслуживания клиентов, но и внутренние банковские процессы. Задача фронт-офисных систем – обеспечить быструю и стабильную отработку бизнес-процессов, опираясь на бэк-офис, в котором есть вся необходимая функциональность. Доступ к процессам должен осуществляться через различные каналы: к одним – только из одного канала, к другим – из многих.

Еще один принципиально важный момент касается устройства бэк-офиса – нужно разделить продуктовый и бухгалтерский учет. Зависимость продуктовых систем от изменений законодательства мешает финансовым организациям быстро развивать продукты и качественно их сопровождать. Для поддержки операционных функций продуктовая система опирается на продуктовые регистры, спроектированные специально для решения задач конкретного бизнес-продукта. За наполнение главной книги бухгалтерскими данными и преобразование продуктовых событий в бухгалтерский учет отвечает Accounting Engine – один из основных инструментов, в котором реализуется архитектурный принцип разделения программных продуктов на учетные слои.

Если говорить о спросе на конкретные софтверные решения для поддержки цифровой трансформации, то сейчас, конечно, на первый план вышли различные фронты, которые позволяют банкам зарабатывать деньги в digital-среде. Фронт-офисные системы можно разделить на два типа – кредитные и операционные. Задача кредитных фронтов – обеспечить выдачу разных видов кредитов, но делать это нужно быстро, потому что сегодняшний клиент ждать не любит, скорость принятия решения о выдаче кредита является основным конкурентным преимуществом. Задача операционных фронтов – создать среду, в которой при возникновении контакта сотрудника банка с клиентом получилось бы отработать с клиентом по максимуму. Во взаимодействии сотрудника банка с клиентом face to face есть два ключевых момента: во-первых, мотивировать сотрудника, чтобы ему было интересно продавать, а во-вторых, создать ему условия, чтобы он мог продавать эффективно, причем не только банковские продукты, но и кросс-продукты партнеров.

Скорость сегодня – одна из ключевых составляющих успеха в любом бизнесе. И если раньше выпуск нового банковского продукта было допустимо растянуть на месяцы, сегодня речь идет об одной-двух неделях. Мы убеждены, что с существующим темпом развития бизнеса и жизни в целом единственный выход – идти по пути инноваций и переориентации ИТ-архитектуры в сторону digital.

Вопрос № 2

Наверняка вы знаете, что банками, первыми вступившими на путь инноваций 3–5 лет назад, были не небольшие, мобильные и динамичные кредитные организации, а  крупные игроки. Для нас это не было удивлением, мы понимаем причины. Решающим фактором стал финансовый вопрос: не секрет, что внедрение инноваций требует значительных инвестиций. После того как инноваторы начали движение в направлении digital, другим банкам ничего не оставалось, как последовать их примеру.

Этот закон продолжает работать, и самые яркие проекты цифровой трансформации в практике «Диасофт» пока реализованы в сотрудничестве с ведущими банками страны. Однако есть у нас истории успеха, в которых главную роль играют те самые небольшие, но продвинутые, смелые банки. Яркий пример – внедрение фронт-офисного решения и настройка digital-каналов для банка «Оранжевый». Проект привел к 25-кратному увеличению объема продаж банка в месяц.

Вопрос № 3

Последние три года стали поворотными в сфере разработки софтверных решений для банков. Цифровая трансформация – это зона инноваций, где нет места коробочным решениям. Для удовлетворения потребностей цифровой трансформации приходится пересматривать как процессы разработки продуктов, так и подходы к взаимодействию с банками в ходе реализации проектов.

Составляющая разработки в проектах «Диасофт» существенно увеличилась. На практике мы вынуждены встраиваться в процесс трансформации банков, выяснять и формулировать их потребности и совместно разрабатывать необходимое решение, базируясь на наших платформах.

Это вынужденная трансформация бизнеса вендора из классической модели поставки готовых решений в консалтинговую. При этом мы остаемся вендором и стремимся предложить рынку продукт, который для финансовых организаций был на порядок дешевле, чем собственная разработка.

Еще один тренд, который определяет место вендора на современном рынке, – переход к сервисной модели. Крупные поставщики продают уже не продукт, а возможность им пользоваться. В России для развития этого подхода есть дополнительный стимул – постоянные изменения, которые надо вносить в банковские системы после выхода очередного требования регулятора. Поэтому «Диасофт» будет развиваться и как сервисная компания.

Видите, сколько происходит изменений? А сколько еще произойдет! На наш взгляд, при таком темпе развития рынка трансформироваться вместе с заказчиками сегодня критически необходимо для успешной работы на рынке разработки банковского ПО.

Вопрос № 4

Еще три года назад казалось, что роль финтех-стартапов будет довольно высокой, было представление, что они могут быстро и за небольшие деньги разработать отдельные компоненты, из которых потом можно собрать полноценное решение, но этого, как мы видим, не произошло. Для создания сложных ИТ-решений нового поколения – digital-платформ – нужны системный взгляд и архитектурный подход, а это все же прерогатива больших игроков ИТ-рынка, накопивших существенный опыт в разработке и готовых быть не только вендорами, но и консультантами по вопросам цифровой трансформации. Финтех-стартапы сейчас могут качественно дополнить эти digital-платформы интересными приложениями с применением технологий искусственного интеллекта, дополненной реальности, блокчейна и т. д.

Вопрос № 5

Современные атаки прицельны, они направлены на конкретные точки бизнес-процессов и работают по еще не изученным мошенническим схемам. Конечно, без систем охраны периметра можно забыть о безопасности в принципе, но защита внешнего контура от типовых угроз сегодня уже не обеспечивает должную защищенность. В случае целевой атаки такая защита может не сработать вообще.

Если проанализировать успехи современных атак, становиться очевидно: каждой из них предшествовала серьезная аналитическая работа. Исходя из этого, логично предположить, что максимальной эффективности вложений в обеспечение безопасности можно добиться при защите конкретных бизнес-процессов и наиболее критичных мест в них.

Разумнее всего начать с анализа бизнес-процессов банка, чтобы найти те «узкие места», которые могут быть атакованы. Вокруг этих условных точек для возможного вывода денег и нужно строить систему защиты. Порой достаточно внести лишь некоторые изменения в бизнес-процесс, чтобы устранить уязвимую часть или практически исключить возможность ее использования в деструктивных целях.

Аудит бизнес-процессов целесообразнее проводить совместно с разработчиком АБС, который досконально знает систему и сможет проанализировать их быстрее и, главное, тщательнее. Найденные в процессах слабые места также эффективней устранять при участии вендора. Стороннее ПО, установленное вне системы, но имеющее неконтролируемый доступ к базе данных, создает условия для успешной атаки.

При подключении стороннего ПО банк всегда может обратиться к поставщику АБС, который предоставит адаптер для контролируемого и безопасного выполнения строго заявленных функций.

От взаимодействия с разработчиком банк получает и сопутствующий бизнес-эффект. Нередки случаи, когда после аудита бизнес-процессов обмена двух систем выясняется, что в нескольких местах, кроме недостатка в безопасности, производятся лишние действия, которые серьезно замедляют обработку. А это уже основание для оптимизации всего процесса.

Вопрос № 7

В процессе постоянных изменений строить прогнозы – дело неблагодарное. Одно очевидно: цифровая трансформация будет происходить постепенно и еще много лет, поэтому расслабляться некогда.

Другие спикеры


Источник

#интервью, #Глазков, #цифровая трансформация, #Digital bank, #госсектор, #банковский рынок, #будущее

Возврат к списку