О компании

Российский рынок банковской информатизации

08.02.2019

В отношениях между разработчиками ПО и банками наступил перелом

Дискуссия по банковской информатизации На фоне цифровой трансформации в банках разработчик решений для финсектора «Диасофт» стал трансформироваться и сам, переходя от вендорской модели к консалтинговой, рассказал TAdviser председатель совета директоров компании Александр Глазков в феврале 2019 года. Задача вендора – предложить рынку продукт, который для финансовых организаций был бы во много раз дешевле, чем собственная разработка, говорит он. И раньше «Диасофт» это удавалось. Но за последние три года ситуация изменилась: этот сегмент стал очень инновационным, и зрелых готовых решений, отвечающих потребностям цифровой трансформации, на рынке пока нет.

На вызревание решений нового класса требуется время, считает Глазков. Поэтому теперь вендоры вынуждены встраиваться в процесс трансформации банков и совместно заниматься с ними разработкой решений. За счет этого составляющая разработки в проектах «Диасофт» существенно увеличилась.

«Мы больше не ждем, когда заказчик придет к нам за готовым решением. Такое уже невозможно, и эта тенденция сохранится еще лет 10, пока будет идти цифровая трансформация. Теперь мы должны вместе с банком определять его потребности и встраиваться в разработку. Это больше похоже на консалтинговый процесс, чем на поставку готовых решений», – отметил Александр Глазков.

Он добавил, что при этом «Диасофт» продолжает выполнять и функции вендора, но она перестала «цепляться за код». Код разработанного решения открывается банку. Это несет большие риски для вендора, но он выстраивает отношения с заказчиками таким образом, чтобы свести их к минимуму.

В «Диасофт» отмечают, что совсем недавно банки пытались взять практически всю разработку банковского ПО на себя, и это создавало трудности для бизнеса разработчиков ПО. Но в итоге банкам не удалось это сделать, и теперь они вновь стали больше прибегать к услугам сторонних компаний.

«Технологии должны сначала вызревать – это раз. Во-вторых, у внутренней разработки нет такой мотивации на эффективность как у стороннего разработчика. Поэтому после попыток взять разработку на себя, строить с нуля, банки вновь стали чаще обращаться к поставщикам технологий. Наш бизнес в 2018 году вырос на 30% на этой волне. В дальнейшем банки так и будут продолжать in-house разработку, но при более активном взаимодействии с поставщиками прикладного ПО», – считает председатель совета директоров «Диасофт».

Мировые аналитики, Gartner, в частности, говорят об актуальности идеи двухскоростной архитектуры, в основе которой лежат продуктовые учетные системы, которые приходится менять для цифровой экономики. Исторически они были созданы для того, чтобы в них работали сотрудники банка – это функциональные системы для работников, отмечает Глазков. А в рамках цифровой трансформации в банках растет спрос на системы, в которых реализован процессный архитектурный подход – и для обслуживания клиентов, и в операционной части. Теперь сотрудников переводят на процессы.

Такие продукты для обслуживания клиентов, отмечают в «Диасофт», банки начали внедрять пару лет назад в рамках цифровой трансформации. Это потянуло за собой необходимость переделывать и учетные системы, потому что теперь они должны обслуживать не сотрудников банка, а работать на поддержку процессов, говорит Александр Глазков. 

«Например, когда мы делали проект в ВТБ по ипотеке – это фронтальная система, у нас затраты на интеграцию с бэк-офисом оказались самыми большими. Это потому, что бэк-офис не подходил для цифровой трансформации, его нужно переделывать. И это следующая волна в банках, к которой мы готовимся, потому что подобные «гири на ногах» мешают цифровой трансформации. Фронтальные системы требуют изменения всего ИТ-ландшафта», – поясняет Глазков.

Еще одним трендом в области банковских решений в «Диасофт» называют микросервисную архитектуру. Первые версии продуктов, составляющих стек решений для микросервисной архитектуры, появились меньше 5 лет назад, отмечает Глазков. Потом это внезапно стало популярно, и теперь практически все банки хотят иметь только такой стек. К нему можно отнести, например, ПО с открытым кодом KafkaKubernetesDocker и др.

«Сначала казалось, что это хайп, но в итоге эти продукты дали фантастический эффект, оправдывают ожидания и риски. И они заставляют нас как вендора быстро перестраиваться на новый технологический стек в соответствии с архитектурной трансформацией. Вендоры банковского ПО, которые этого не делают, просто не выживут на рынке», –  говорит председатель совета директоров «Диасофт».

Источник

#цифровая трансформация, #вендор, #будущее, #тренды

Возврат к списку